Статья "Штурман своей судьбы"

штурман 1

 

Кто такой Штурман Своей Судьбы?

Это самодостаточный и счастливый человек.

Он обладает необходимыми для этого компетенциями – знаниями, навыками, умениями и личностными качествами, например - умеет:

- ставить перед собой нужные ему цели

- формировать себе задачи, необходимые для достижения этой цели

- брать на себя ответственность

- быть целеустремленным

- мотивировать себя в сложной ситуации

- управлять своими эмоциями

- предотвращать конфликтные ситуации

- устанавливать с окружающими эффективный контакт и формировать доверительные отношения

- формировать и конструктивно отстаивать свою позицию

- противостоять негативному воздействию окружающих

- правильно расставлять приоритеты срочных и несрочных, важных и неважных дел, управлять своей эффективностью во времени

- быть стрессоустойчивым и так далее.

 

 Чего хотят родители?

•Большинство родителей хотят, чтобы их дети были счастливы.

•Но всегда ли в своих поступках они следуют этому своему желанию?

•Почему в настоящее время столько проблемных семей, подростков?

•Почему, входя во взрослый мир, многие из подростков не готовы к этому?

•Почему так много несчастливых взрослых?

•Почему так много неуспешных людей?

•Почему многие не могут поступить в интересующий их ВУЗ, устроиться на интересующую их работу, построить карьеру, создать семью, зарабатывать достойные деньги, быть уверенными в себе, получать удовольствие от жизни, быть просто счастливыми?

  Основные причины неэффективности детей, подростков (а в перспективе и взрослых):

- низкая мотивация (отсутствие желания что-либо делать)

- дефицит компетенций, необходимых для успешной деятельности. Прежде всего, личностных компетенций, о которых написано выше.

Почему это происходит? 

 

Потому что мы, родители, очень часто допускаем грубые ошибки в процессе воспитания своих детей.

 

Почему мы допускаем грубые ошибки в воспитании детей?

 

Потому что:

- нам некогда

- мы устаем

- мы не умеем

- мы не знаем и не понимаем, как правильно это делать

- мы заблуждаемся и думаем, что все нормально

- мы не хотим напрягаться. 

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И РЕШЕНИЕ

 

Проблемы подростков

Возможные последствия

Решение

Результат

Неумение извлекать уроки из своих ошибочных действий, делать выводы и прогнозировать последствия своих действий

- Низкая эффективность в обучении

- плохие отношения с окружающими и родителями

- девиантное поведение

Тренинг «Алгоритм анализа»:

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Умение анализировать ситуацию, себя, действия других людей, делать выводы и прогнозировать последствия своих действий.

 

Неумение самостоятельно ставить перед собой цели и определять задачи, нет цели, нет стремления достигать каких-либо результатов. Быстро пропадает мотивация в процессе какой-либо деятельности, до конца ничего не доводится.

- Отсутствие результатов в любой сфере деятельности

Тренинг «Целеполагание и самомотивация»:

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Умение ставить перед собой цели и задачи. Умение самомотивировать себя. Умение преодолевать трудности и идти к намеченной цели.

Отсутствие плановой деятельности, неумение распределять приоритеты дел, нет «чувства» времени.

- постоянно невыполненные (несвоевременно выполненные) домашние задания или другие дела

- опоздания на различные мероприятия, в школу

Тренинг «Тайм-менеджмент для подростков»:

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Умение планировать свой день, неделю. Умение правильно расставлять приоритеты срочных и важных дел.

 

Наличие негативных эмоций в сложных ситуациях (психологического давления, подготовки к экзаменам, соревнованиям и во время этих мероприятий).

- стресс

- неудовлетворенность собой

- наличие вокруг агрессивной среды

- снижение эффективности, при сдаче экзаменов, во время соревнований, в процессе общения

Тренинг «Техники управления своими эмоциями» (при общении, при подготовке к экзаменам, соревнованиям, после стресса и т.п.):

- обучение подростка

- задание подростку

Умение управлять своими эмоциями и снимать остроту стресса в ситуациях:

- Негативного общения

- стресса

- подготовки к ответственным мероприятиям (экзамены, соревнования и т.п.)

Отсутствие контакта с одноклассниками, взрослыми, родителями

- неэффективные отношения с окружающими

-отсутствие доверия в отношениях

- отсутствие друзей.

 

Тренинг «Техники установления эффективного контакта» (при общении с ровесниками, старшими):

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Умение устанавливать эффективный контакт и доверительные отношения.

 

Отсутствие своей позиции, выполнение воли других подростков, людей (примеры: неумение отказаться от пробы психоактивных веществ, от участия в селфи на крышах высоток, от катания на крышах электрички, неумение отказаться от любого негативного воздействия «На слабо», «Не быть белой вороной» и т.п.)

- Неумение конструктивно отстоять свою позицию.

- выполнение чужой воли в ущерб своим собственным жизненным интересам

Тренинг «Противодейст-вие негативным манипуляциям):

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Умение формировать и конструктивно отстаивать свою позицию. Умение противостоять негативным манипуляциям.

 

Частые конфликтные ситуации, неумение их предотвращать.

- плохие отношения с окружающими

- отсутствие душевного комфорта

- наличие психосоматических заболеваний

Тренинг «Предотвращение конфликтных ситуаций):

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Умение предотвращать конфликтные ситуации.

 

Неуверенность в себе.

- снижение личной эффективности в различных видах общения и деятельности (друзья, одноклассники, учителя, секции и т.д.) - неудовлетворенность собой

-снижение самооценки

- неумение сказать «НЕТ»

- низкое качество жизни

-одиночество

 

Тренинг «Создать состояние уверенности):

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Умение создавать (повышать) состояние (уровень) уверенности в себе.

 

Проблема профессионального самоопределения и выбора профессии (8-11 кл.)

- ошибка в выборе учебного заведения

- ошибка в выборе профессии

- потерянное время

- неудовлетворенность собой

Тренинг «Профессиональное самоопределение):

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Профессиональное самоопределение: выбор сферы и вида деятельности, профессии.

 

Недостаточно развиты: объем и концентрация внимания, что выражается в недостаточной обработке количества поступаемой информации, большом количестве допускаемых ошибок.

- непродуктивное выполнение учебных, а в перспективе – рабочих заданий

-низкая успеваемость

- недостаточная эффективность деятельности.

Тренинг «Развитие объема и концентрации внимания):

- обучение подростка

- задание подростку

- инструкция родителям

Развитие объема, концентрации внимания до уровня «Норма» (либо выше нормы).

Неуправляемость, неорганизованность, безответственность, девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение подростка и т.д.

Потеря родителями контроля над развитием и воспитанием ребенка, потеря контакта, плохие отношения .

Тренинг для родителей «Формула эффективного воспитания».

Возможность управления воспитательным процессом своего ребенка.

 

Автор: Марковских Андрей Витальевич