Недавно ко мне за консультацией обратилась женщина-предприниматель.
Суть проблемы в том, что ее сын окончил ВУЗ, но не торопится искать работу, ведет праздный образ жизни, а недавно украл из домашнего сейфа родителей крупную сумму денег и полностью проиграл ее, делая ставки.
Почему это произошло?
Ответственность – это очень важное личное качество человека, которое во многом определяет его надежность и отношение окружающих к нему.
Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети были ответственными - без напоминаний и качественно выполняли свои обязанности:
- когда им даются какие-либо поручения
- при выполнении домашнего задания
- в школе.
Однако, очень часто мы можем наблюдать совсем другую картину: замечания в школе по поведению и учебе, замечания дома по неисполнительности, халатному выполнению домашнего задания и т.д.
Во взрослой жизни – ни один руководитель не потерпит безответственного подчиненного!
Почему же часто случается так, что подростки растут безответственными, ленивыми, а в перспективе плохо работают на работе или безответственно ведут себя в личной жизни?
Приведу наглядный пример:
Недавно ко мне за консультацией обратилась женщина-предприниматель.
Суть проблемы в том, что ее сын окончил ВУЗ, но не торопится искать работу, ведет праздный образ жизни, а недавно украл из домашнего сейфа родителей крупную сумму денег и полностью проиграл ее, делая ставки.
При ближайшем рассмотрении ситуации и ее анализе, выяснилось, что он никогда не имел никаких обязанностей и почти все, получал от родителей в готовом виде.
То есть, никогда в жизни ему не нужно было что-то делать, принимать решения, ошибаться и наслаждаться результатами своих ошибок, чтобы развиваться, делать выводы, идти дальше, развивая свою целеустремленность, идти к намеченной цели, преодолевая трудности.
Откуда же взяться этому качеству в возрасте 23 лет, продолжая пользоваться материальными средствами своих родителей, а, если выдаваемых ему денежных сумм не хватает, то просто брать их без разрешения «из тумбочки» родителей?
Ведь так было всегда. И эту норму сформировали сами родители.
Другие примеры:
- мама выполняет домашнее задание за ребенка: ведь так быстрее и красивее (объясняет мама)
- ребенку, независимо от его результатов и поведения нет ни в чем отказа
- ребенку ничего не поручают по дому: он не делает уборку, не ходит в магазин и т.д.
- ребенком некогда заниматься – ему предоставляют возможность бесконтрольно находиться в виртуальной реальности, играя в сомнительные игры, поглощая вредную для него информацию и т.д.
Про ответственность никто не вспоминает. О ней начинают думать только тогда, когда подросток уже сформировался и появились действительно серьезные проблемы, как в его жизни, так и в жизни родителей, связанных с его безответственностью.
Для того, чтобы сформировать ответственность у своего ребенка необходимо:
Ответственность за качественные:
- учебу
- выполнение ваших поручений
- участие в кружках и секциях
- поведение.
2. Системно оценивать его результаты. Для этого необходимо сформулировать критерии оценки.
Например:
- отсутствие фактов нарушений правил поведения в школе
- отсутствие прогулов
- отсутствие текущих двоек и т.д.
То есть критерии должны быть конкретными и измеримыми.
3. Разработать систему мотивации, которая будет стимулировать ребенка (подростка) на выполнение критериев оценки («кнуты» и «пряники»).
4. Внедрить эту систему в практику.
5. Ежедневно, еженедельно подводить итоги: что получается, что не получается. Эмоционально поддерживать. Делать анализ, находить причины и формулировать выводы.
6. Еженедельно развивать установки ребенка, проводить обсуждение с ним на различные темы.
Пример:
- Как ты думаешь: «Что такое ответственность»?
Обсуждение лучше проводить, пользуясь наводящими, развивающими вопросами, чтобы ребенок мог думать и развивать свою модель мира, не получая готовых ответов.
Мы ему можем лишь помогать, делая комментарии и приводя различные примеры.
- Приведи примеры ответственного поведения.
- Расскажи, что позитивного дает человеку ответственное поведение?
- Приведи примеры безответственного поведения.
- Расскажи, что какие негативные последствия несет человеку безответственное поведение?
- Какой тип поведения выбираешь ты? Почему?
- Как это будет ежедневно проявляться в твоем поведении? Как ты будешь понимать: ответственно ты поступаешь или нет?
Таким же образом мы можем проводить обсуждения на любые темы. Кроме расширения модели мира и более четкого понимания базовых вещей, у родителей с ребенком формируются более доверительные отношения, более близкий контакт и взаимопонимание.
7. Подавать позитивный личный пример. Это важно!
8. Следить за тем, что говорим в присутствии ребенка.
Пример из практики:
Подросток, развлекаясь, бросил с балкона камень в стоящую внизу машину и разбил лобовое стекло.
Владелец машины написал заявление в полицию. Подростка поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.
Комментарий папы в присутствии сына: «Виноват во всем этот сосед. Зачем он побежал в полицию?»
Подросток, при работе с ним и анализе ситуации, повторил эту фразу папы, тем самым снимая с себя ответственность. Ведь папа сказал, что виноват во всем сосед.
Мы, как взрослые люди, можем предположить, что папа имел в виду совсем другое: скорее всего он сожалел о том, что не получилось мирно решить вопрос, без постановки на учет подростка.
Однако, он же не провел соответствующей воспитательной работы с сыном, чтобы он сделал верные выводы, а наоборот сформировал у него обратную и вредную у него установку, что в перспективе может привести к еще более тяжким последствиям (для всех).
Желаю всем родителям успехов в воспитательной практике!
Психолог Андрей Марковских
Как записаться на онлайн - консультацию:
Тел: +7 (977) 275-81-83
Или по форме "Получить консультацию", которая есть на сайте.
Консультация проводится по скайпу:
+7 (977) 275-81-83 Андрей Марковских