Типичные ошибки родителей в процессе воспитания:
1. Отсутствие контакта с ребенком.
Что это значит? У вас нет доверительных отношений с ребенком. Поэтому он вам не расскажет о своих трудностях и переживаниях. А вы не сможете помочь ему, когда будет такая необходимость. Или не сможете повлиять на формирование его установок, взглядов на жизнь. А потом, через некоторое время, вы вдруг обнаружите, что ребенок "ведет себя неправильно", "неправильно думает", не прислушивается к вам или даже не уважает.
Нужно сформировать и развивать доверительные отношения с ребенком. Интересоваться его делами, обмениваться впечатлениями. Желательно ежедневно.
2. Отсутствие своих родительских целей в процессе воспитания.
Помните фразу Алисы из "страны Чудес"?
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
Вам ведь, не все равно, куда вы придете? Поэтому определитесь с планируемым результатом в процессе воспитания своего ребенка.
3. Отсутствие системного подхода в процессе воспитания.
Сегодня у вас плохое настроение - и вы все запрещаете. Завтра хорошее - и вы все разрешаете. Послезавтра вам просто некогда - и вы на все закрываете глаза... и т.д.
Смотрите пункт №2. Определитесь с целью. Тогда проще будет сформировать задачи, которые будут направлены на достижение цели.
Например:
цель - построить дом.
Задачи:
- сделать проект дома
- вырыть котлован
- поставить 1-й, 2-й этаж
- сделать отделку и т.д.
4. Идеализация своего ребенка.
А ведь нет ничего идеального. У каждого есть свои недостатки. Также, как и достоинства. Какие недостатки у вашего ребенка? Над чем работать будете, что корректировать, что совершенствовать?
5. Нежелание сотрудничать с педагогами образовательного учреждения: детского сада или школы.
- "Ну что они могут знать о моем ребенке"?
- "Они предвзято к нему относятся. Он же самый лучший, поэтому не может так себя вести, они наговаривают..."
- "Это другие дети во всем виноваты"
- "Во всем виноваты родители других детей - они неправильно их воспитывают"
- "Что-то не нравится мне этот педагог, молодая еще, неправильно она говорит"
- и т.д.
Между тем педагоги очень много времени проводят с вашим ребенком и могут дать много полезной информации, которую вы и будете использовать в процессе воспитания.
6. Нет времени на воспитание Своего ребенка. Перекладываение ("делегирование"))) ответственности на кого-то Другого (кому-то другому).
- "Мы много работаем. Нам некогда"
- "Пусть школа/детский сад воспитывают. Им за это платят"
- "У нас есть няня. Это ее задачи"
- "Как нибудь сам повзрослеет. Нами никто не занимался" и т.д.
Между тем, монополия на воспитание ребенка принадлежит родителям. Природа не терпит пустоты. Поэтому, если вы не будете формировать установки и ценности своего ребенка, это сделает кто-то другой: интернет, улица или няня... Правда, нет никаких гарантий, что эти новые ценности и установки ребенка вас устроят и не принесут проблем вам и ребенку. Очень часто в таких ситуациях появляются приводы в полицию (совершенно "НЕОЖИДАННО" для родителей)... Дальше следует постановка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних... А ведь по Закону именно родители несут ответственность за своего ребенка.
7. Полное оправдание негативных действий своего ребенка.
Пример:
ученик старшего класса ночью был задержан сотрудниками полиции сразу за 3 нарушения:
- нарушение комендатского часа
- нарушение режима тишины
- распитие спритных наптков.
Реакция мамы на произошедшее: это нормально. Кто в его возрасте не пил спиртного?
8. Отсутствие контроля за ребенком.
Родители не контролируют:
- выполнение домашнего задания
- результатов учебы
- поведения ребенка
- возвращения домой
- его контактов
- "путешествия" по просторам интернета, а также прождолжительности общения с компьютером и т.д.
Без контроля не будет положительного результата (если вы его определили - в соответствии с рекомендациями пункта 2, смотреть выше). Стихия, вольница, анархия...
9. Негативный личный пример родителей.
Это один из основных методов воспитания. Кто же вам поверит, если вы сами себе противоречите своим же поведеним? Без комментариев.
10. Негативные высказывания Родителей о ком-то или о чем-то в присутствии ребенка. Он может даже в соседней комнате находиться и все слышать.
Пример:
подросткок сбросил с балкона камень и разбил чужую машину.
Комментарии папы (со слов подростка):
- "Вот гад, сразу в полицию обратился. Денег ему видишь ли мало. Подумаешь лобовое стекло разбилось"... (пример реальный)
Подросток, который это сделал, не получил должной оценки своих действий от родителей. Кроме того, у него была сформирована неверная установка (установки - это взгляды на жизнь), которая и дальше будет стимулировать его на совершение противоправных действий.
11. Нотации.
Уже в младшем школьном возрасте ребенок перестает слушать нравоучения и нотации. Он к ним привык и не воспринимает.
Ребенка проще подводить к осознанию чего-либо через вопросы, чтобы он сам делал свой внутренний выбор.
Простой пример: перед малышом стоит тарелка с макаронами и мы даем ему вилку. Он же берет ложку. Мы говорим ему, что ложкой макароны не едят, но он нас не слушает... Другой вариант. Те же самые макароны. Мы даем ребенку на выбор: вилку, нож (безопасный) и ложку. Просим попробовать каждый из этих предметов и сделать свой выбор: чем ему есть удобнее? В этом случае он осознанно выберет вилку (ей ведь действительно удобнее действовать) и выбор будет более ценным и понятным для ребенка.
12. Переход на личность и отсутствие конструктивной обратной связи.
Пример:
Вариант - 1. Подросток получил в школе двойку. Приходит домой. Мама ему говорит: "Ты тупой. Опять получил два".
Вариант - 2. Подросток получил в школе двойку. Приходит домой. Мама ему говорит: "Ты умный мальчик. Нужно понять причины, по которым ты получил двойку. Внести коррективы и исправить оценку".
Второй вариант предпочительнее, т.к. дает развивающую обратную связь. Первый же вариант превращает ситуацию в неудачу и занижает самооценку ребенка, не давая шансов на исправление ситуации в будущем.
13. Отсутствие рамок, кнута и пряника.
Всем детям нужны определенные рамки.
Пример: учиться без троек, приходить домой не позднее определенного часа и т.д.
Также нужен "кнут" - отрицательное направление мотивации (формула: ты это должен сделать, чтобы избежать проблем) и "пряник" - положительное направление мотивации (формула: ты это должен сделать, чтобы получить результат).
Безусловно, этот список можно продолжить. Если вы будете искуссно применять эти инструменты, воспитательный процесс будет более продуктивен.
Марковских Андрей Витальевич, психолог.